Горьковская магистраль обслуживает Среднее Поволжье и Предуралье. Связывает центральные и северо-западные районы России с Уралом, открывая выход в Сибирь и на Дальний Восток. В основном обслуживается Приволжский федеральный округ, но несколько сотен километров ее линий проходят по соседним Центральному и Уральскому округу, одна станция есть в Северо-Западном.
Всего в зону обслуживания Горьковской железной дороги попадает 15 регионов России, среди которых 6 республик:
- Республика Мордовия;
- Чувашская Республика;
- Удмуртская Республика;
- Республика Татарстан;
- Республика Марий Эл;
- Республика Башкортостан.
И 8 областей:
- Московская;
- Владимирская;
- Нижегородская;
- Кировская;
- Свердловская;
- Вологодская;
- Рязанская;
- Ульяновская;
- Пермский край.
Нижегородская область - 77 тысяч кв.км. территории и 3,5 млн. жителей.
В Нижнем Новгороде находится самый крупный на Горьковской железной дороге железнодорожный вокзал.
Рядом с центром региона находится лидер дороги по погрузке (станция Зелецино).
Важный грузоотправитель региона - ОАО "Выксунский металлургический завод" - крупнейший в мире производитель колес для рельсового транспорта.
На станции Нижний Новгород - Сортировочный в среднем в сутки формируется 45 составов грузовых поездов.
Республика Марий Эл - 23 тысячи кв.км. и 679 тысяч жителей. Из республики отправляют стройматериалы, лес, стекло, нефтепродукты.
Чувашская Республика - 18 тысяч кв.км. и 1,2 млн. жителей. Химическое, литейное, машиностроительное производства, вагоностроение и вагоноремонт получают продукцию, сырье железнодорожным транспортом.
Кировская область - 120 тысяч кв.км. и 1,3 млн. жителей. Железнодорожный вокзал, который расположен в центре Кирова входит на дороге в первую тройку по числу отправляемых пассажиров. Крупная сортировочная станция - Лянгасово.
Удмуртская Республика - 42 тысячи кв.км. и 1,6 млн. жителей. Многие предприятия, расположенные в Ижевске, Глазове, Сарапуле ежедневно отправляют и получают десятки вагонов с грузами.
Владимирская область - линии дороги проходят по центру, южной и восточной частях региона. Станции находятся в крупнейших городах: Владимир, Ковров, Муром, Гусь-Хрустальный. Предприятия строительной индустрии, стекольной промышленности и машиностроительной получают продукцию железнодорожным транспортом.
Республика Татарстан - 67,8 тысяч кв.км. и 3,9 млн. жителей. Две крупные сортировочные станции - Агрыз и Юдино. ГЖД работает с предприятиями города Зеленодольска, с производителями сельхозпродукции.
В настоящее время в состав магистрали входит 5 региональных центров:
- Муромский;
- Горьковский;
- Кировский;
- Казанский;
- Ижевский.
Главные пути магистрали - это два параллельных широтных направления, связанные между собой:
Москва - Нижний Новгород - Киров;
Москва - Казань - Екатеринбург.
Главные пути дороги оснащены в основном рельсами тяжелого типа Р-65.
По ГЖД проходит нейтральный участок Транссибирской магистрали, отсюда ее большое транзитное значение. Тем не менее, зона ответственности ГЖД также является территорией значительного исходного отправления грузов, среди которых – нефть и продукты ее переработки, продукции химических предприятий и предприятии, производящих сельхозудобрения, предприятий металлургического комплекса и машиностроения, предприятий по заготовке и переработке лесной продукции, строительные грузы.
Услугами дороги пользуются 205 административно-территориальных районов, где проживает более 14 миллионов человек. Проходя по территориям, где сосредоточено наибольшее количество российских городов-миллионников, ГЖД является одной из дорог с наибольшим пассажиропотоком.
На Горьковской железной дороге действует 379 станций. Из них 247 станций ведут грузовые операции. Крупные сортировочные станции сети ОАО "Российские железные дороги" - Нижний Новгород-Сортировочный, Лянгасово, Агрыз, Юдино.
ГЖД – одна из самых технически оснащенных дорог Российской Федерации. Удельный вес электротяги в перевозках составляет около 90 процентов.
Эксплуатационная длина дороги |
5 331,4 км |
Общая развернутая длина путей |
11 873,2 км |
Развернутая длина подъездных путей |
677,84 км |
Развернутая длина станционных путей |
3 129,98 км |
Общая длина электрифицированных путей |
7 318,1 км |
74 города стоят на линиях ГЖД, в непосредственной близости с ними или на подъездных путях, ведущих к ее станциям.
Общая протяженность главных железнодорожных путей - 7 959,4 км (это сопоставимо с общей длиной сети железных дорог в Венгрии).
Площадь территории, которую обслуживает Горьковская железная дорога - 390 000 м2 (это больше по размерам, чем, например, Япония, Германия или Финляндия).
ГЖД - это наглядный пример того, как уникальный опыт старейших представителей отрасли умело дополняется новыми технологиями и современными подходами к управлению бизнес-процессами.
Горьковская - единственная в мире железная дорога, которая носит имя писателя. Но также справедливо утверждение, что она названа в честь железнодорожника. Ведь свой первый опубликованный рассказ "Макар Чудра" Максим Горький написал летом 1892 года, работая в мастерских Закавказских железных дорог в Тифлисе. Кстати, один из самых любимых пассажирских фирменных поездов - "Буревестник" - тоже получил свое имя в память о писателе.
Новую страницу в истории магистрали открыл проект скоростного движения на линии Нижний Новгород – Москва – Санкт-Петербург. До запуска проекта скоростного движения время курсирования поездов составляло от 5 часов 20 минут до 8 часов. Сегодня оно составляет 3 час. 35 мин.
28 апреля 2013 года на Горьковской магистрали запущен скоростной электропоезд "Ласточка", преодолевающий расстояние от Москвы до Нижнего Новгорода за 4 часа.
1 июня 2015 года на Курском вокзале Москвы состоялось торжественное мероприятие, посвященное отправлению в первый рейс с пассажирами нового скоростного электропоезда Talgo 250 под брендовым названием "Стриж" по маршруту Москва – Нижний Новгород. Поезд "Стриж" Москва – Нижний Новгород способен перевозить за рейс свыше 400 пассажиров. В состав поезда включены вагоны с местами для сидения 1-го и 2-го классов, вагоны СВ (VIP), вагон-буфет и вагон-ресторан. Все вагоны оснащены системами кондиционирования воздуха и экологически чистыми туалетными комплексами. Время в пути составляет 3 часа 35 минут.
3 августа 2014 года, в первое воскресенье августа - день, когда работники железных дорог России традиционно отмечают свой профессиональный праздник, - открылся Музей истории и развития Горьковской железной дороги.
Основные задачи Горьковской железной дороги - своевременное и качественное обеспечение во взаимодействии с другими организациями потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, связанных с ними работах и услугах, предоставление услуг пользователям инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Горьковская дорога граничит с железными дорогами:
- Московской (ст.Петушки и Черусти);
- Свердловской (ст. Чепца, Дружинино);
- Северной (ст. Новки, Сусоловка, Свеча);
- Куйбышевской (ст. Красный Узел, Цильна, Алнаши).