Шрифт
Цвет
Обычная версия сайта
Российские железные дороги
Меню
23.01.2004   00:00

ЗАСЕДАНИЕ ПРАВЛЕНИЯ ОАО &#39РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ&#39

100 дней ОАО 'РЖД'

1 октября 2003 года одна из крупнейших в мире транспортных компаний - ОАО 'Российские железные дороги' приступила к работе. 

За последние три месяца 2003 года компания перевезла более 300 млн пассажиров (+5,4% к аналогичному периоду 2002 года), пассажирооборот вырос на 7,4 %, и отправила более 300 млн тонн грузов (+7%), грузооборот вырос на 10%.

По словам президента ОАО 'РЖД' Геннадия Фадеева, компания готова обеспечить потребности экономики страны в возрастающих объемах перевозок. Несмотря на то, что в настоящее время 'идет быстрое старение парка локомотивов, ОАО 'РЖД' удержит ситуацию с учетом прогнозируемого роста объемов перевозок до 2010 года. За это время российская промышленность должна освоить их производство в необходимом количестве новой техники'. Именно поэтому компания формирует свою стратегию развития на долгосрочный период.

В рамках разрабатываемой в настоящее время программы развития отечественного локомотивостроения в начале ноября 2003 года ОАО "Российские железные дороги" и ОАО "Коломенский завод" подписали соглашение о сотрудничестве, которое впервые предусматривает выделение средств на разработку подвижного состава нового поколения, в частности, электровоза для пассажирских перевозок. В документе предусмотрены также конкретные сроки запуска продукции в серийное производство. В 2004 году объем заказа ОАО "РЖД" на Коломенском заводе достигнет 2,5 млрд. рублей. Завод поставит компании 34 тепловоза, 118 дизелей, а также запасные части.

Продолжением политики поддержки отечественных машиностроительных предприятий стало подписанное в конце ноября прошлого года президентом компании Геннадием Фадеевым  и председателем совета директоров ЗАО 'Трансмашхолдинг' Дмитрием Комиссаровым соглашение о долгосрочном партнерстве между компаниями в период с 2004 по 2010 годы. В документе определены объемы и сроки поставок пассажирских электровозов производства Новочеркасского  электровозостроительного завода (НЭВЗ), до 2010 года завод должен поставить ОАО 'РЖД' 233 пассажирских. Соглашение подразумевает совместную разработку нового электровоза переменного тока, опытный образец которого должен быть построен уже в 2005 году.

Кроме того, в конце декабря между ОАО 'РЖД' и чебоксарским предприятием ООО "Промтрактор-Промлит" был подписан долгосрочный договор на поставку  до 2010 года дефицитного для компании стального литья, которое используется в производстве грузовых вагонов. Сумма контракта составила 1 млрд долларов.

В 2004 году продолжится структурная реформа железнодорожного транспорта, ориентированная уже на создание дочерних обществ, способных конкурировать на рынке. Значительные инвестиции будут направлены на обновление основных фондов ОАО 'РЖД', в частности на обновление подвижного состава и локомотивного парка. На железных дорогах заработают новые пассажирские и грузовые компании, прибавится операторских и перевозочных компании. Главное внимание на железных дорогах будет уделяться сервису и качеству обслуживания пассажиров. Впервые на российском рынке железнодорожных услуг появилась одна компания, с единым балансом и бюджетом, отвечающая за железнодорожные перевозки по всей России, гарантирующая каждому пассажиру безопасность и надежность железнодорожного транспорта.

 

Важнейшие задачи ОАО 'Российские железные дороги' на 2004 год

1.                Обеспечение технологической и финансовой устойчивости в условиях реформирования

2.                Полный переход на новую систему бюджетирования и казначейского исполнения бюджета

3.                Обеспечение экономической эффективности деятельности Компании и реализации Стратегической программы развития

4.                Безусловное обеспечение потребностей экономики в железнодорожных перевозках в рамках эффективной реализации программы Правительства Российской Федерации по реформированию железнодорожной отрасли

5.                Активная реализация мероприятий по структурной реформе и формированию условий для развития конкуренции в сфере перевозок и других не инфраструктурных видов деятельности

6.                Достижение утвержденных  Правительства Российской Федерации и Советом директоров Компании производственных финансово-экономических и инвестиционных показателей

7.                Создание условий для долгосрочного развития Компании и ее технического перевооружения

8.                Повышение качества и расширение номенклатуры услуг, комплексное стимулирование увеличения спроса на железнодорожные перевозки, привлечение дополнительных объемов перевозок и новых клиентов, разработка и реализация новых видов транспортных услуг и технологий обслуживания

9.                Дальнейшее совершенствование учетной и налоговой политики, бюджетирования и управленческого учета

10.             Повышение инвестиционной привлекательности ОАО 'РЖД' и его дочерних обществ, подготовка к формированию с 2005 года источников инвестиций и капитальных вложений, достаточных для расширенного воспроизводства основных фондов

11.            Разработка экономически обоснованного плана создания дочерних и зависимых обществ и обеспечение эффективного управления, прибыльности и 'прозрачности' результатов их деятельности

12.            Разработка и переход на новые технологии управления кадровым потенциалом, повышение социальной защищенности работников, формирование корпоративной культуры и нового менталитета работников Компании, подкрепленного эффективной мотивацией, консолидация персонала для реализации стратегических задач Компании  

 

Экономические показатели работы ОАО 'Российские железные дороги' в 2003 году

Финансово-экономическая деятельность ОАО 'Российские железные дороги' в 2003 году прогнозировалась на основе сценарных условий, разработанных Министерством экономического развития России.

Уровень инфляции в 2003 году составил 12%. В то же время, цены в промышленности только за 11 месяцев прошлого года выросли на 12,4%, а на потребляемую железнодорожным транспортом продукцию  - на 14,4%. При этом наиболее высокими темпами увеличивалась стоимость дизельного топлива - 26,8%, дизельного масла - 24,5%, железнодорожные рельсы - 14,4%.

Сложившаяся ситуация потребовала от Компании мобилизации внутренних ресурсов, проведения более гибкого реагирования на конъюнктуру рынка. За счет увеличения объемов перевозок и реализации программы экономии эксплуатационных расходов, в 2003 году  'Российские железные дороги' достигли положительных финансовых результатов деятельности.

Необходимо отметить, что в 2003 году тарифы на грузовые железнодорожные перевозки оказали положительное влияние  на экономику страны. Это подтверждается высокими темпами роста объемов железнодорожных перевозок.

 

Международные перевозки. Развитие транспортных коридоров ОАО "Российские железные дороги"

Одним из основных успехов работы ОАО 'РЖД' в области международного сотрудничества в 2003 году стало сотрудничество с железными дорогами стран - участниц международного транспортного коридора  ƈ' и особенно с Немецкой железной дорогой ДБ АГ (Deutsche Bahn AG). В рамках четырехстороннего проекта проведена работа по увеличению объемов перевозок пассажиров и грузов между Россией и Германией.

В рамках саммита 'Шредер - Путин' подписан меморандум о сотрудничестве ДБ - РЖД. В ходе реализации меморандума проведена следующая работа:

Ø           открыто новое пассажирское беспересадочное сообщение Калининград-Берлин,

Ø           достигнута договоренность об открытии с лета 2004 года беспересадочного сообщения Екатеринбург - Берлин,

Ø           начато  поэтапное  обновление  пассажирских  вагонов  международного сообщения (с декабря 2003  все вагоны поезда 񠺪' заменены на модернизированные вагоны габарита РИЦ),

Ø           достигнута договоренность о продлении маршрута следования поезда Москва - Кельн до Брюсселя.

Ø           начата работа по организации нового туристического поезда 'ТАЛЬГО' ДБ сообщением   Берлин   -   Санкт   -   Петербург,   который   должен начать курсирование с лета текущего года.

Ø           Возобновлена работа российско-германской министерской рабочей группы по совершенствованию железнодорожных перевозок в коридоре  '2'  Москва - Минск - Варшава - Берлин с участием причастных министерств транспорта и руководителей таможенных и пограничных органов стран - участниц коридора.

Международные транспортные коридоры

Важнейшей  задачей   ОАО   'РЖД'   является   активная  интеграция Российских железных дорог в Евразийскую транспортную систему. С учетом имеющегося потенциала железнодорожного транспорта России, компания придает особое значение эффективному использованию такого фактора как геополитическое положение нашей страны, ее место между двумя динамично развивающимися регионами мира - Европой и Азией. Во взаимодействии с зарубежными   партнерами  Компания активно ищет новые формы сотрудничества. Так, например, совместно с немецкими железными дорогами Deutsche Bahn AG ведется отработка кооперационных моделей сотрудничества в области   перевозок грузов между Германией и Россией. Сторонами! подготовлены конкретные предложения по созданию общих логистических центров, расширению комплекса сервисных услуг и привлечению дополнительных объемов грузов для перевозки по вновь создаваемым железнодорожным маршрутам, особенно с учетом стыковки    коридоров 'Север - Юг' и Москва - Берлин.

МТК 'Север - Юг'

Расчёты показывают, что при транспортировке транзитных грузов по международному транспортному коридору 'Север - Юг' срок их доставки по сравнению с морским маршрутом должно сократится почти в 1,5-2 раза, притом, что стоимость перевозки одного 20-футового контейнера из Германии и Финляндии в Индию будет такой же, как и по  морскому пути. Это  особенно  важно  в условиях  усиления конкуренции со стороны железных дорог стран СНГ и Балтии, что приводит к отклонению международных грузопотоков с территории России на альтернативные направления. В  этой  связи  особый  интерес  представляют  новые  возможности использования коридора 'Север - Юг' с учетом создаваемой ОАО 'РЖД' железнодорожной инфраструктуры в районе каспийского порта Оля, которая будет введена в эксплуатацию уже 1 августа нынешнего года.

С окончанием строительства подъездного железнодорожного пути к порту будут созданы реальные условия для пропуска поездов от Берлина и Хельсинки до порта Оля. Странами-участницами коридора 'Север - Юг' поддержано предложение ОАО 'РЖД' о пропуске прямого контейнерного поезда до порта Оля в 2004 году для демонстрации привлекательности железнодорожно-водного сообщения в коридоре 'Север-Юг' по сравнению с другими альтернативными маршрутами между Европой и Азией.

Взаимодействие МТК 'Север - Юг' с маршрутом общеевропейского транспортного коридора  ƈ' позволит создать эффективную мультимодальную транспортную систему в сообщении между Европой, странами Персидского залива и Индией.

Транссиб или транспортный коридор 'Запад-Восток'

В направлении Запад-Восток основным МТК на территории России выступает Транссибирская магистраль. Транссиб является северным лучом Трансазиатской железнодорожной магистрали, естественным продолжением 'Общеевропейского транспортного коридора ƈ' (Берлин-Варшава-Минск-Москва-Нижний Новгород) и основным сухопутным транспортным мостом, соединяющим страны Азии - в первую очередь Китай, Японию и Республику Корея - с Европой.

В настоящее время Департаментом международных связей проводится активная работа по привлечению зарубежных партнеров (грузовладельцев,   экспедиторов и операторов) к организации демонстрационных контейнерных поездов. В октябре 2003 года в Улан-Баторе (Монголия) состоялось 2-е заседание Руководящего комитета  по  планированию  и осуществлению демонстрационных пробегов контейнерных маршрутных поездов в рамках ЭСКАТО. На заседании достигнута договоренность о том, что в мае 2004 года будет организован демонстрационный поезд от порта Восточный до Берлина, а в июне 2004 года - из Бреста до Улан-Батора.

В условиях растущей конкуренции со стороны железных дорог стран - участниц транспортных коридоров, идущих в обход России, важной задачей является анализ существующей ситуации на рынке перевозок, разработка мер, направленных на привлечение дополнительных объемов экспортно-импортных и транзитных грузов на Российские железные дороги.

 

Итоги работы грузового комплекса. Компании операторы

За 12 месяцев 2003 года  по сети   железных дорог было перевезено около 1,3 млрд. тонн грузов, что на 6,7% выше итогов 2002 года. При этом внешнеторговые перевозки возросли на 12,9% и составили свыше 407 млн. тонн, а внутригосударственные - возросли на 4,3 % и составили свыше 864 млн. тонн.

Отправление основных грузов

Грузы

2003 год

% к плану

% к 2002п

Всего, тыс. тонн

1160770

101,2

107,1

в том числе:

 

 

 

Каменный уголь

260086

100,3

107,4

Кокс

11966

99,9

107,1

Нефть и нефтепродукты

205693

101,1

115,4

Руда железная и марганцевая

93273

99,97

109,9

Руда цветная

22549

99,9

106,3

Черные металлы

67552

103,3

106,7

Лом черных металлов

20047

106,7

121,4121,4

Хим. и мин. удобрения

38345

102,4

103,7

Цемент

29288

100,6

110,0

Лесные грузы

54002

102,6

104,4

Зерно и продукты перемола

25357

100,5

96,5

Химикаты и сода

30479

103,7

107,3

Строительные грузы

168265

97,8

100,8

Средняя дальность перевозок за январь - декабрь 2003 года в сравнении с аналогичным периодом 2002г. изменилась следующим образом:

Во внутри российском сообщении - средняя дальность увеличилась на 36 км или на 3,6%. Значительное увеличение средней дальности во внутри российском сообщении отмечается при перевозках следующих грузов: хлебных грузов - увеличение на 136 км или на 9,2%, руд всяких - на 57 км или на 6,2%, лесных грузов - на 42 км или на 4,3%, минерально-строительных грузов - на 28 км или 5,0%, угля - на 26 км или на 2,5%.

При перевозках грузов "на экспорт средняя дальность в целом не изменилась и составила 2 060 км. В то же время по следующим грузам наблюдалось увеличение средней дальности: черные металлы - на 285 км или на 10,7%, хлебные - на 100 км или на 10,3%, минерально-строительные - на 82 км или на 6,7%, руды всякие - увеличение на 68 км или 17,9%.

При перевозках импортных грузов средняя дальность снизилась на 22 км или на 2.5%, транзитных грузов - увеличилась на 79 км или на 3,3%.

На основании подготовленных предложений по уровню железнодорожного тарифа на перевозки грузов в прямом международном сообщении были приняты решения, позволившие привлечь дополнительный грузопоток в объеме 566,6 тыс. тонн (в среднемесячном исчислении), что обеспечило среднемесячный рост доходов на 675,8 млн. рублей.

Отмена тарифных льгот позволила увеличить доходы компании за 2003 год на 1206,7 млн. рублей. В 2003 году в рамках реализации Федеральной программы 'Модернизация транспортной системы России на период до 2010 года', для  привлечения дополнительных инвестиций в инфраструктуру железнодорожного транспорта и развития конкурентоспособных условий перевозок для пользователей транспортных услуг, особое внимание ОАО 'РЖД' уделяет развитию деятельности компаний-операторов.

Компании-операторы

В 2003 году количество транспортных предприятий и организаций, имеющих статус компании-оператора, увеличилось до 85 единиц, что составляет 4,5% от числа собственников подвижного состава.

Планами компаний-операторов предусматривалось приобрести в 2003 году свыше 12000 грузовых вагонов (из них 5300 цистерн), инвестиции должны были превысить 9,5 млрд. рублей (из них 5,6 млрд. рублей на приобретение цистерн).

В 2003 году парк компаний-операторов увеличился на 14 тыс. грузовых вагонов (инвестиции при этом составили около 14,5 млрд. рублей). Парк грузовых вагонов операторов достиг по данным автоматизированной системы учета 56,1 тыс. единиц, что составляет более четверти от общего числа собственных грузовых вагонов.

По предварительным данным, операторами железнодорожного подвижного состава перевезено в 2003 году в собственном подвижном составе 76,3 млн. тонн грузов, что соответствует 6,0% объема работы сети железных дорог.

В 2004 году в соответствии с договорами с МПС России и бизнес-планами, компании-операторы должны приобрести 12,4 тыс. грузовых вагонов (в том числе около 5,0 тыс. цистерн). При этом инвестиции в приобретение грузовых вагонов составят около 11млрд. рублей.

Важнейшим критерием привлечения дополнительных объемов грузов к перевозкам является взаимодействие железных дорог России с экспедиторскими организациями. В 2003 году заключено 150 договоров с экспедиторскими организациями на оплату и расчеты через Центр 'Желдоррасчет' за перевозки грузов в международном сообщении. По    оперативным данным автоматизированной системы контроля оплаты перевозок грузов (итоги  по отправлению), на основании заключенных договоров в 2003 году экспедиторскими организациями привлечено на российские железные дороги к перевозкам в международном сообщении около 116 млн. тонн грузов.

 

Итоги пассажирского комплекса 

Российскими железными дорогами выполняется около 40% общего пассажирооборота транспортной системы России.

В 2003 году пассажирооборот на сети железных дорог составил 157 млрд. пасс. км, в том числе в дальнем сообщении 108 млрд. пасс. км и пригородном сообщении 48,1 млрд. пасс. км. (102,2 и 103%  к уровню прошлого года соответственно)

Анализ перевозок по типам вагонов

Наиболее востребованными остаются перевозки в плацкартных вагонах.

                   56% перевозок осуществляется в плацкартных вагонах

                   28% в купейных вагонах,

                   14% в общих вагонах

                   1% в СВ.

Необходимо отметить, что при высокой населенности плацкартных и общих вагонов процент покрытия расходов доходами в этих типах вагонов составляет только 29% и 14% соответственно.

Рынок пассажирских перевозок

В настоящее время на сети дорог курсирует 100 'фирменных' поездов в количестве 223 составов - 16% от всех поездов. В том числе, 10 поездов были аттестованы в качестве 'фирменных' в 2003 году.

Всего фирменными поездами перевозится свыше 22% пассажиров дальнего следования. В 2003 году провозные платежи, поступившие от этой категории поездов, оцениваются в 30% от всего дохода пассажирских перевозок.

Возрастает интерес финансового участия администрации отдельных регионов в развитии фирменного транспортного обслуживания населения. В 2003 году на средства администрации Ямало-Ненецкого автономного округа приобретены вагоны для двух составов фирменного поезда 'Ямал' сообщением Новый Уренгой - Москва. Еще 0,3 млрд. рублей осваивается на строительство вокзала  и пункта подготовки пассажирских составов на станции Лабытнанги, куда в мае 2004 года прибудет фирменный поезд из Москвы.

К началу летних пассажирских перевозок планируется перевести в категорию 'фирменный' еще 8 пассажирских поездов.

Перевозка багажа и грузобагажа

В 2003 году доходы от перевозки багажа и грузобагажа составили 2,1 млрд. руб. (109,1% к 2002 г.). В настоящее время на сети железных дорог курсирует в общей сложности 3 тыс. 350 почтовых и багажных вагонов, из которых  ОАО 'РЖД' принадлежит 841 вагон, коммерческим организациям - 1346 единиц и ФГУП 'Почта России' -- 1163 единиц.

Туристические поездки

В 2003 году доходные поступления от этих туристических перевозок специальными поездами и прицепными вагонами по разработанным по желанию заказчиков маршрутам увеличились на 68%.

Поезда повышенной комфортности

Перевозки пассажиров скоростными поездами повышенной комфортности 'Экспресс' сегодня осуществляются на 49 маршрутах 13 железными дорогами. Ежесуточно в обращении находится 140 этих поездов. ОАО 'РЖД' удалось добиться рентабельности данных перевозок. В 2003 году поездами 'Экспресс' перевезено 9 млн. пассажиров при средней рентабельности 24%. В общем объеме доля таких перевозок незначительна (3,7%), но в дальнейшем она будет расти.

Повышение качества транспортного обслуживания

За 2003 год введено в обращение 290 вагонов повышенной комфортности в 54 поездах и их количество доведено до 834 вагонов в 139 поездах, а в 76 поездах пассажирам предоставляются горячее питание (2002 год - 10 поездов). Сервисные услуги предоставлены 3,2 млн. пассажиров (114% к прошлому году) на 0,9 млрд. рублей (129% к прошлому году). В пассажирских поездах увеличилось до 298 число вагонов-ресторанов (2002 г. - 282 вагона- ресторана).

С 30 до 60 увеличилось в прошлом году количество вагонов оборудованных специальными купе и подъемными устройствами для пассажиров, имеющих ограниченные возможности.

Для улучшения качества транспортного обслуживания населения и предоставления пассажирам дополнительных услуг на сети железных дорог открыто 123 сервис-центра. Пассажирам предоставляется более 43 видов дополнительных услуг. В 2003 году ими воспользовалось 3,1 млн. человек и получено более 236 млн. руб., что на 40,2% превышает уровень 2002 года.

Убыточность пассажирских перевозок

Пассажирские перевозки остаются 'планово-убыточными'. Доходные поступления в 2003 году  составили 52,7 млрд. рублей, убытки 62,5 млрд. рублей.  Убытки в пригородном сообщении составили 26 млрд. рублей, из них компенсировано субъектами Федерации 9 млрд. рублей.

'Российские железные дороги' выполняют большой объем социальных перевозок. По Законодательству Российской Федерации более 70 млн. пассажиров имеют право на льготный проезд по железной дороге.  В результате в 2003 году поездами РЖД перевезено около 25 млн. льготных категорий. Иными словами, почти каждый пятый пассажир проехал бесплатно или с 50%-скидкой.

 

Инвестиционная деятельность

При составлении инвестиционной программы на 2004 год ОАО 'Российские железные дороги' исходило из необходимости решения следующих приоритетных задач:

                   дальнейшее развитие пропускных способностей сети железных дорог в направлениях пограничных переходов и подходов к портам;

                   повышение безопасности и качества грузовых и пассажирских перевозок;

                   обеспечение необходимых объемов закупки и модернизации подвижного состава для реализации планируемых объемов перевозок.

Стоимость программы капитальных вложений ОАО 'РЖД' на 2004 год составит 122,4 млрд рублей, кроме того, за счет использования механизма лизинга планируется привлечь активов в размере 11,5 млрд. рублей.

По сравнению с программами отрасли за предыдущие годы структура программы капитальных вложений на 2004 год претерпела значительное изменение. Удельный вес средств, направляемых на реализацию  инвестиционных проектов непроизводственного назначения, сократился  с  14%  в  2001  году  до  2%  в  2004  году.

Доля инфраструктурных программ в общем объеме  капитальных вложений на 2004 год составляет - 66% (около 80 млрд рублей). К инфраструктурным проектам отнесены:

Ø                'Программа оптимизации работы и управления эксплуатационной деятельностью'

Ø                'Обновление и развитие путевой инфраструктуры'

Ø                 'Программа обновления устройств электроснабжения и электрификации железнодорожных линий'

Ø                 'Программа ресурсосбережения'

Ø                'Программы филиалов ОАО 'РЖД'

Удельный вес программ, направленных на повышение безопасности и качества перевозок, составляет 10%. К ним относятся:

Ø             'Программа безопасности движения и охраны труда'

Ø             'Оборудование грузового хозяйства'

Ø             'Программа развития пригородного хозяйства'

Ø              'Программа развития пассажирского хозяйства'

Ø              'Программа развития пассажирского вокзального комплекса'

Ø              'Антитеррор'

Следует подчеркнуть, что реализация программ, связанных с развитием инфраструктуры оказывает позитивное влияние на безопасность движения.  Доля программ, связанных с обеспечением безопасности перевозок, в общем объеме программы капитальных вложений составляет более  65%.

На закупку и модернизацию подвижного состава направляется 22% средств, предусмотренных программой капитальных вложений (26,9 млрд рублей).

Одним из существенных препятствий обновления подвижного состава сегодня является недостаток производственных мощностей отечественных заводов-производителей. Для решения этой проблемы ОАО 'РЖД' активно формирует условия для развития отечественной транспортной промышленности на основе стабильных заказов и долгосрочных соглашений. Успешные примеры:

                   современные пассажирские тепловозы и дизели Коломенского завода;

                   качественно новые колесные пары, производства Выксунского металлургического комбината (Нижегородская область)

                   высокоточное вагонное литье на Чебоксарском 'Промтракторе'.

Для освоения в России технологий производства современных локомотивов и комплектующего оборудования ОАО 'РЖД' координирует работу по взаимодействию с западными компаниями, готовыми развивать производство подвижного состава нового поколения на базе отечественных заводов.

Для привлечения инвестиций в обновление подвижного состава предполагается использовать инструмент прямых инвестиций - лизинг. Возможность увеличения срока привлечения ресурсов делает механизм лизинга более привлекательным, чем использование кредитных ресурсов, не позволяющих обеспечить защиту капитала на этапе реструктуризации отрасли.

Важной задачей для отрасли является удовлетворение потребности работников железнодорожного транспорта в жилье, обеспечивающем производственно-технологический процесс перевозок. На эти цели в программе 2004 года предусмотрены средства в объеме 2,3 млрд рублей, которые позволят осуществить строительство 185,5 тыс. кв. метров технологического жилищного фонда.

Требования времени диктуют новый подход к реализации проектов, имеющих высокую экономическую эффективность. 2003 год стал начальным годом по формированию инвестиционных бизнес проектов, примером тому может служить разработка и реализация проекта 'Москва - Мытищи'. Бизнес-проекты будут выделяться в отдельный блок, что позволит при положительных экономических показателях привлечь средства внешних инвесторов.

 

О создании дочерних (зависимых) обществ

На втором этапе реформирования федерального железнодорожного транспорта (2003-2006 г.г.) предусматривается выделение из ОАО "РЖД" дочерних акционерных компаний, относящихся к конкурентному сектору железнодорожного транспорта.

В настоящее время разработаны проекты: Концепции корпоративного строительства, Регламента и Графика создания дочерних (зависимых) обществ (ДЗО).

В числе первых дочерних обществ, созданных в 2004 году, могут быть:

в секторе перевозок

'Рефсервис' - фактически готовая грузовая компания по перевозке скоропортящихся грузов;

'Трансконтейнер' - грузовая компания по перевозке грузов в контейнерах;

в секторе капитального строительства

строительно-монтажные тресты (всего 11 предприятий), в том числе 'Желдортрест',

проектные институты, в том числе 'Гипротранссигналсвязь' и 'Ленгипротранспуть' (всего 11 предприятий);

в секторе путевого хозяйства  

 'Ремпутьмаш'

Ярославский вагоноремонтный завод (всего 9 предприятий)

научно-исследовательские подразделения и проектные бюро

проектно-конструкторские бюро (всего 8 предприятий), в том числе ПКТБ по локомотивам;

научно-исследовательские институты (всего 5 предприятий), в том числе ВНИИЖТ.

Регламент отводит на создание ДЗО срок в 40 недель: отсчет начинается с момента выхода распоряжения первого вице-президента ОАО 'РЖД' о подготовке создания конкретного ДЗО.

Подготовка обоснования создания ДЗО, его бизнес-плана и соглашения с потенциальными учредителями занимает 15 недель.

К 16 неделе определяется перечень имущества ОАО 'РЖД', передаваемого в ДЗО.

На 24 неделе вопрос о создании ДЗО включается в план работы правления ОАО 'РЖД'.

В срок до 26 недели проводится независимая оценка имущества ОАО 'РЖД', подлежащего передаче в оплату уставного капитала ДЗО и готовится заключение оценщика.

К 28 неделе должен быть подготовлен согласованный проект учредительного договора и устав ДЗО.

На 30 неделе правление ОАО 'РЖД' принимает решение о вынесении вопроса о создании ДЗО на совет директоров.

Вопрос о создании ДЗО включается в план работы совета директоров ОАО 'РЖД' на 31 неделе.

На 35 неделе решение о создании ДЗО принимается на заседании совета директоров.

В срок до 37 недели должно быть проведено учредительное собрание ДЗО.

К 40 неделе дочернее общество получает свидетельство о государственной регистрации.

В этот период (40 недель) не включаются разработка перечня создаваемых ДЗО, определение и утверждение расходов на их создание, включение этих расходов в бюджет ОАО 'РЖД' и прочие подготовительные мероприятия.

 

О безопасности движения

Внедрение на железных дорогах технических средств в рамках Программы повышения безопасности движения (ППБД), а также повышение трудовой и технологической дисциплины и квалификации персонала позволили в 2003 году на 40% уменьшить количество крушений грузовых поездов.

На реализацию ППБД в 2003 году израсходовано 4 млрд. руб.  В полном объеме были внедрены средства обеспечения безопасности движения.

В локомотивном хозяйстве:

-        микропроцессорные дешифраторы КЛУБ-У,

-        аппаратура системы автоматического управления торможением САУТ-ЦМ,

-        электронные скоростемеры и другие технические средства.

В вагонном хозяйстве:

-        ультразвуковые дефектоскопы для колесных пар грузовых вагонов 'Пеленг'

В путевом хозяйстве:

-        автомотрисы и вагоны-дефектоскопы для контроля состояния пути, вагоны-путеизмерители, устройства заграждения переездов УЗП и т.д.

Продолжается внедрение Единой комплексной системы управления и обеспечения безопасности на тяговом подвижном составе. В конце 2003 года были успешно апробированы первые образцы, а в текущем году будет выпущена установочная партия таких устройств.

 

О социальной политике. Структура здравоохранения ОАО 'Российские железные дороги'

ОАО 'Российские железные дороги' является правопреемником Министерства путей сообщения РФ в реализации всех социальных программ. Осознавая высокую ответственность перед своими работниками, Компания присоединилось к Отраслевому тарифному соглашению, срок действия которого продлен до конца 2004 года. Таким образом, выполнены обязательства по обеспечению социальных гарантий работникам и ветеранам отрасли.

В соответствии с Соглашением работникам ОАО 'РЖД' предоставляются дополнительные отпуска за работу во вредных условиях, за ненормированный рабочий день, осуществляется ежемесячная выплата вознаграждения за выслугу лет в зависимости от стажа работы в отрасли. При увольнении впервые, в связи с уходом на пенсию, выплачивается единовременное поощрение за добросовестней труд на железнодорожном транспорте. В среднем такая выплата составляет 36 тыс. рублей на одного работника.

На сегодняшний день Компания сохранила за собой все необходимые для успешной жизнедеятельности учреждения медицины, образования, культуры, спорта, предприятия торговли и общественного питания, а так же объекты жилищно-коммунального назначения.

Жилищное строительство

В 2003 году на строительство жилья было направлено 2,4 млрд. рублей капитальных вложений и дополнительно использовано 2 млрд. рублей по системе ипотечного жилищного кредитования. Общая площадь построенных жилых домов составила более 470 тыс. кв. метров. При этом основным принципом строительства жилья, начиная с текущего года, станет достижение принципа полной возвратности средств, затраченных Компанией на эти цели. В 2004 году будут отработаны механизмы и наиболее эффективные схемы привлечения средств в жилищное строительство, в первую очередь за счет привлечения средств инвесторов, что в перспективе должно обеспечить дополнительную прибыльность Компании от жилищного строительства.

Дополнительным источником для реализации программы строительства жилья для работников ОАО 'РЖД' могут и должны стать средства, высвобождающиеся в ходе передачи жилищного фонда в муниципальную собственность. За период с 1997 по 2004 годы из 54,2 млн. кв. м  жилья   в собственность муниципальных органов отраслью передано 46,6млн. кв. м (86%), что позволило за этот же период обеспечить экономию финансовых ресурсов в размере 15 млрд. руб. Одной из основных задач железнодорожного транспорта на 2004 год является передача 7,9 млн. кв. м. оставшегося жилищного фонда в муниципальную собственность. Завершиться эта работа должна не позднее 1 квартала 2004 года.

Завершение передачи жилищного фонда в муниципальную собственность обеспечит высвобождение более 4 млрд. руб., которые ранее в том числе  направлялись на его содержание.

Пенсионное обеспечение

В ОАО 'РЖД' наряду с государственной системой пенсионного обеспечения железнодорожников действует и негосударственная система на базе негосударственного пенсионного фонда 'БЛАГОСОСТОЯНИЕ'. Если  в начале 2003 года 30,1 тыс. неработающих пенсионеров в дополнение к трудовой пенсии получали негосударственную пенсию в среднем в объеме 1066 рублей, то к концу года получателями такой пенсии стало около 51 тыс. неработающих пенсионеров, которые  получают дополнительно 1100 рублей. Основные направления социальной политики компании на период до 2007 года будут утверждены на предстоящем правлении ОАО 'РЖД' во втором квартале 2004 года.

Здравоохранение

Охрана здоровья работников ОАО 'РЖД' является одним из приоритетных направлений социальной политики Компании. Для формирования, сохранения и укрепления здоровья работников железнодорожного транспорта, предупреждения развития заболеваний, снижения заболеваемости, увеличения активного творческого долголетия и улучшения медицинского обеспечения на лечебно-профилактические учреждения ОАО 'РЖД' возлагается решение следующих задач:

-                    медицинское обеспечение безопасности движения поездов.

-                    оказание экстренной медицинской помощи при ликвидации аварий, крушений и чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте, медико-профилактическая работа в очаге катастроф.

-                    оказание медицинской помощи работникам железнодорожной отрасли, членам их семей, пенсионерам и ветеранам отрасли с учетом экстерриториальности структуры сети железных дорог и отдаленности объектов железнодорожного транспорта от территориальных лечебно-профилактических учреждений.

В настоящее время в системе здравоохранения ОАО 'РЖД' функционирует 283 лечебно-профилактических учреждения, из них 230 больниц с коечным фондом 39,1 тыс. коек и 54 амбулаторно-поликлинических учреждений с суммарной мощностью 114,4 тыс. посещений в смену. Для медицинского обеспечения к этим учреждениям прикреплены работники железнодорожного транспорта -- 1,8 млн. человек, члены их семей - 3,6 млн. человек, пенсионеры - 800 тыс., и территориальное население - около 1,0 млн. человек.

( Материалы предоставлены Департаментом по связям с общественностью ОАО 'РЖД')