О дороге

Лазарь КагановичГорьковская магистраль - одна из старейших железных дорог Рос­сии. Она ведет свое начало от Московско-Нижегородской дороги, построенной в 1862 году. Именно тогда первый поезд с пассажирами отправился из Нижнего Новгорода в Москву.

Московско-Нижегородская железная дорога проходила по территориям Московской, Владимирской, Нижегородской губерний, связывала Центр России с Поволжьем и восточными районами страны, играла важную роль в снабжении Москвы сельскохозяйственными продуктами, а также в доставке товаров на Нижегородскую ярмарку.

Первые проекты строительства Нижегородской железной дороги относятся к 30-м гг. 19 в.

Известно выступление в печати Н. П. Щеглова с предложением о прокладке железных дорог между Петербургом и Нижним Новгородом. Эту идею поддерживали многие прогрессивные деятели, в т. ч. М.С. Волков, статью которого в защиту железнодорожного транспорта в России предполагал напечатать А. С. Пушкин в журнале "Современник" (1836 г.). Вопрос о прокладке железной дороги был решен окончательно в 1857 году.

Концессию на строительство получило Главное общество Российских железных дорог, которое исполнительная власть передала Главному центральному управлению, руководимому французским инженером К. Коллияьон.

Практические работы велись под руководством русских инженеров, среди которых было немало выпускников института Корпуса инженеров путей сообщения (в т. ч. А. И. Дельвиг). При прокладке трассы использовали данные, полученные изыскателями при съёмке на местности во время подготовки к строительству шоссейного тракта Москва — Нижний Новгород (1845 г.). Строительные работы начались на участке Москва — Владимир (май 1858 г.); на линии Владимир — Нижний Новгород к работам приступили весной 1859 года.

На строительство привлекались вольнонаемные рабочие и по принудительному найму крестьяне из прилегающих губерний. На дороге уложены первые рельсы, произведенные казенным Камско-Воткинским заводом. Возведены искусственные сооружения, в том числе Городищевский, Ковровский и Галичский мосты. Построены 27 железнодорожных станций, депо, вокзалы, шпалопропиточный завод, железнодорожные мастерские (наиболее технически оснащенные в Коврове), жилые дома для служащих и рабочих: работали библиотеки, больницы. Подготовка кадров велась в училищах (в Коврове и Нижнем Новгороде).

 1862-1871 г.г.

1 августа 1862 года в 15 часов из Нижнего Новгорода отправился первый пассажирский поезд, открыв регулярное движение по всей Московско-Нижегородской железной дороге. Для начала движения была выбрана дата, приуроченная к ежегодному открытию Нижегородской ярмарки. Именно с этого дня принято вести отсчет истории Горьковской железной дороги, несмотря на то что участок между Москвой и Владимиром начал действовать несколько раньше - 14 июня 1861 года. К слову, поездка из Нижнего Новгорода в Москву тогда занимала 16 часов.

Основные линии:

Москва — Владимир (движение открыто в 1861 г.);

Владимир — Нижний Новгород (движение открыто в 1862 г.).

Протяжённость в 1862 году составляла — 410 вёрст. До 1875 года линия представляла собой одноколейный путь.

 1872-1881 г.г.

Для увеличения пропускных способностей разворачивается прокладка вторых путей,строятся новые станции. В Коврове налаживается серийный выпуск отечественных вагонов, в том числе пассажирских с водяным отоплением. Два железнодорожных училища - в Нижнем Новгороде и Коврове-начинают выпуск необходимых магистрали технических кадров.

1882-1891 г.г.

Завершается прокладка вторых путей на всем протяжении линии от Москвы до Нижнего Новгорода. Строится ряд новых линейных станций, которые обеспечиают рост объемов погрузки.

1892-1901 г.г.

В 1893 году начинается движение поездов между Тимирязевом (ныне - Красный Узел) и Свияжском, а спустя год поезда начинают ходить между Зеленым Долом и Казанью с переправой через Волгу на пароме.

В 1899 году открывается движение на линии Пермь - Вятка - Котлас, в 1901-м - на линии Красный Узел - Нижний Новгород.

1902-1911 г.г.

В 1901 году начинается движение поездов по узкоколейной линии от Владимира до Рязани. В 1906-м вступает в строй железнодорожная линия Вологда - Котельнич - Вятка. В связи с этим в Вятке происходит реконструкция железнодорожного узла, сооружаются новое паровозное депо и Петербургский вокзал. В 1911 году открывается линия Люберцы - Муром Московско-Казанской железной дороги. На линиях будущей Горьковской магистрали проходят испытания четырехосный грузовой вагон, автосцепка, автоматическая переездная сигнализация и многие другие технические новшества.

1912-1921 г.г.

Трудное время разрухи, вызванной Первой мировой, а затем Гражданской войнами.

В 1918 году все железные дороги были национализированы. Героическим трудом железнодорожников удается наладить работу транспорта, восстановить после боев Казанский узел и линию Вятка - Пермь. Поэтапно вступает в эксплуатацию будущий магистральный Южный ход Москва - Арзамас - Казань - Екатеринбург с ответвлением на Ижевск и Воткинск.

1922-1931 г.г.

В течение десятилетия разворачивается техническое перевооружение железных дорог, проектирование и строительство крупных узловых станций с сортировочными горками - в Нижнем Новгороде, Юдине, Агрызе, Лянгасове. На линии выходят новые мощные грузовые локомотивы Э и ФД и пассажирские Су, позволяющие развивать высокую скорость.

1932-1941 г.г.

В 1935 году открывается мост через Волгу в Горьком, который связал в единое целое линии, ведущие из этого города в Москву и Киров. А в Горьком по проекту академика Владимира Образцова создается крупный многопрофильный железнодорожный узел.

В 1936 году в соответствии с приказом Народного комиссариата путей сообщения Лазаря Кагановича из состава Московско-Курской железной дороги были образованы Горьковская железная дорога и Казанская железные дороги. 

1942-1951 г.г.

В дни Великой Отечественной войны предприятия Горьковской и Казанской железных дорог построили и снарядили 14 бронепоездов. 14 работников двух магистралей были удостоены за подвиги на фронтах звания Героя Советского Союза, среди них - ставший известным всей стране летчик Николай Гастелло. При острой нехватке техники усилиями местного населения в 1942-1943 годах построены имевшие важное стретигическое значение линии Ижевск - Балезино и Свияжск - Ульяновск.

1952-1961 г.г.

Началось масштабное техническое перевооружение Горьковской и казанской железных дорог. На них внедряется тепловозная тяга, реконструируется путевое хозяйство, укладываются вторые пути на магистральных направлениях. В 1960 году начинается движение электропоездов на Горьковском узле. Строятся линии к новым промышленным центрам Поволжья: Кстову, Нефтекамску, Чайковскому.

Постановлением Совета министров СССР 9 мая 1961 года две дороги были объединены в одну - Горьковскую.

 1962-1971 г.г.

В 1961 году в результате слияния Горьковской и Казанской магистралей возникла Горьковская железная дорога.

На Горьковском, Казанском и Кировском узлах были внедрены электропоезда и дизель-поезда, которые коренным образом изменили облик пригородных пассажирских перевозок.

Сформированы первые фирменные скорые поезда "Вятка" и "Буревестник". В 1965 году в Горьком открыт после реконструкции Московский вокзал.

1972-1981 г.г.

Завершается укладка второго пути на всем протяжении Южного хода дороги и электрификация Казанского узла. На дороге начинается приминение бесстыкового пути и механизированных путеремонтных комплексов. Идет шировое строительство современных административно-технических и вокзальных зданий, жилья для работников дороги, школ, детских садов, предприятий торговли и общественного питания.

1982-1991 г.г.

В течение десятилетия прошла поэтапная электрификация с использованием переменного тока на всем протяжении Южного хода дороги, а также на линиях Агрыз - Ижевск, Арзамас - Горький-Сортировочный, Окская - Мыза и Ройка - Зелецино, была построена крупная стыковая станция Вековка.

Дорога наращивала провозные способности за счет увеличения длины и веса поездов.

Велось удлинение путей на многих станциях магистральных направлений. Внедрялись новые системы СЦБ и связи.

1992-2001 г.г.

Благодаря мощному техническому потенциалу, профессионализму сотрудников, оптимизации перевозочного процесса, ГЖД удается успешно функционировать и развиваться. На дороге начинает работу не имеющий аналогов в мире компьютезированный центр управления перевозками.

 2002-2012 г.г.

Комплексная реконструкция, осуществленная на линии Москва - Нижний Новгород, дала возможность организовать по этому маршруту в конце 2002 года ускоренное движение пассажирских поездов (до 140 км в час).

В 2010 году на этой линии - второй в России - начинают курсировать скоростные поезда "Сапсан" (до 160 км в час). Разворачивается подготовка Казанского узла к Универсиаде 2013 года. В столице Татарстана сооружается новый вокзальный комплекс для приема транзитных поездов, реконструируется действующий вокзал. Ведется строительство линии интермодальных перевозок авиапассажиров со станцией в аэропорту Казани.

  

screenRenderTime=1