О дороге

Реформа отрасли

Основные задачи Горьковской железной дороги - своевременное и качественное обеспечение во взаимодействии с другими организациями потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, связанных с ними работах и услугах, предоставление услуг пользователям инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Горьковская дорога граничит с железными дорогами:

  • Московской (ст.Петушки и Черусти);
  • Свердловской (ст. Чепца, Дружинино);
  • Северной (ст. Новки, Сусоловка, Свеча);
  • Куйбышевской (ст. Красный Узел, Цильна, Алнаши).

Горьковская магистраль обслуживает Среднее Поволжье и Предуралье. Связывает центральные и северо-западные районы России с Уралом, открывая выход в Сибирь и на Дальний Восток. В основном обслуживается Приволжский федеральный округ, но несколько сот километров ее линий проходят по соседним Центральному и Уральскому округу, одна станция есть в Северо-Западном. Всего в зону обслуживания дороги попадает 15 регионов России.

Услугами дороги пользуются 205 административно-территориальных районов, где проживает более 14 миллионов человек. Проходя по территориям, где сосредоточено наи­большее количество российских городов-миллионников, ГЖД явля­ется одной из дорог с наибольшим пассажиропотоком.

На Горьковской железной дороге действует 377 станций. Выше 250 станций ведут грузовые операции. Крупные сортировочные станции сети ОАО "Российские железные дороги" - Нижний Новгород - Сортировочный, Лянгасово, Агрыз, Юдино.

Общая развернутая длина дороги - 11 821,5 км.

Протяженность главных железнодорожных путей  - 8 013,64 км.

Главные пути магистрали - это два параллельных широтных направления, связанные между собой:

  • Москва - Нижний Новгород - Киров;  
  • Москва - Казань - Екатеринбург.

Эксплуатационная длина дороги -  5 331,4 км.

Развернутая длина станционных путей – 3 129,98 км.

Развернутая длина подъездных путей – 677,84 км.

Общая длина электрифицированных путей – 7318,1 км.

Главные пути дороги оснащены в основном рельсами тяжелого типа Р-65.

В настоящее время в состав магистрали входит пять региональных центров: 

  • Муромский;
  • Горьковский;
  • Кировский;
  • Казанский;
  • Ижевский. 

ГЖД обслуживает 15 субъектов Федерации, среди которых 6 респуб­лик:

  • Республика Мордовия;
  • Чувашская Республика;
  • Удмуртская Республика;
  • Республика Татарстан;
  • Республика Марий-Эл;
  • Республика Башкортос­тан.

И 8 областей:

  • Московская;
  • Вла­димирская;
  • Нижегородская;
  • Киров­ская;
  • Свердловская;
  • Вологодская;
  • Рязанская;
  • Ульяновская;
  • Пермс­кий край.

Нижегородская область - 77 тысяч кв.км. территории и 3,5 млн. жителей. В Нижнем Новгороде находится самый крупный на Горьковской железной дороге вокзал. Рядом с центром региона находится лидер дороги по погрузке (станция Зелецино). Важный грузоотправитель региона - ОАО "Выксунский металлургический завод" - крупнейший в мире производитель колес для рельсового транспорта. На станции Нижний Новгород - Сортировочный формируется до 70 поездов.

Марий Эл - 23 тысячи кв.км. и 750 тысяч жителей. Из республики отправляют стройматериалы, лес, стекло, нефтепродукты.

Чувашия - 18 тысяч кв.км. и 1,35 млн. жителей. Химическое, литейное, машиностроительное производства, вагоностроение и вагоноремонт получают продукцию, сырье железнодорожным транспортом.

Кировская область - 120 тысяч кв.км. и 1,5 млн. жителей. Железнодорожный вокзал, который расположен в центре Кирова входит на дороге в первую тройку по числу отправляемых пассажиров. Крупная сотрировочная станция - Лянгасово.

Республика Удмуртия - 42 тысячи кв.км. и 1,6 млн. жителей. Многие предприятия, расположенные в Ижевске, Глазове, Сарапуле ежедневно отправляют и получают десятки вагонов с грузами.

Владимирская область - линии дороги проходят по центру, южной и восточной частях региона. Станции находятся в крупнейших городах: Владимир, Ковров, Муром, Гусь-Хрустальный. Предприятия строительной индустрии, стекольной промышленности и машиностроительной получают продукцию железнодорожным транспортом.

Республика Татарстан - 67,8 тысяч кв.км. и 1,1 млн. жителей. Две крупные сортировочные станции - Агрыз и Юдино. ГЖД работает с предприятиями города Зеленодольска, с производителями сельхозпродукции.   

По ГЖД проходит нейтральный участок Транссибирской магистрали, отсюда ее большое транзитное значение. Тем не менее, зона ответ­ственности ГЖД также является тер­риторией значительного исходного отправления грузов, среди которых нефть и продукты ее переработки, продукции химических предприятий и предприятии, производящих сельхозудобрения, предприятий металлургического комплекса и машиностроения, предприятий по заготовке и переработке лесной продукции, строительные грузы.

ГЖД одна из самых техничес­ки оснащенных дорог Российской Федерации. Удельный вес электротяги в перевозках составляет около 90 процентов. Ежегодно дорога пе­ревозит более 90 млн пассажиров и отправляет более 44 млрд тонн гру­зов. Дорожный фирменный центр транспортного обслуживания может выполнить заказ по отправке груза в любую страну мира.

Новую страницу в истории маги­страли открыл проект скоростного движения на линии Нижний Новгород Москва Санкт-Петербург. До запуска проекта скоростного движения время курсирования поездов составляло от 5 часов 20 минут до 8 часов. Сегодня оно составляет 3 час. 50 мин. 1 июня 2015 года на Курском вокзале Москвы состоялось торжественное мероприятие, посвященное отправлению в первый рейс с пассажирами нового скоростного поезда "Стриж" по маршруту Москва – Нижний Новгород. Поезд "Стриж" Москва – Нижний Новгород способен перевозить за рейс свыше 400 пассажиров. В состав поезда включены вагоны с местами для сидения 1-го и 2-го классов, вагоны СВ (VIP), вагон-буфет и вагон-ресторан. Все вагоны оснащены системами кондиционирования воздуха и экологически чистыми туалетными комплексами.  

 

screenRenderTime=2