О дороге

Лазарь КагановичПервые проекты строительства Нижегородской железной дороги относятся к 30-м гг. 19 в. Известно выступление в печати Н. П. Щеглова с предложением о прокладке железных дорог между Петербургом и Нижним Новгородом. Эту идею поддерживали многие прогрессивные деятели, в т. ч. М.С. Волков, статью которого в защиту железнодорожного транспорта в России предполагал напечатать А. С. Пушкин в журнале "Современник"        (1836 г.). Вопрос о прокладке железной дороги был решен окончательно в 1857 году. Концессию на строительство получило Главное общество Российских железных дорог, которое исполнительная власть передала Главному центральному управлению, руководимому французским инженером К. Коллияьон.

Практические работы велись под руководством русских инженеров, среди которых было немало выпускников института Корпуса инженеров путей сообщения (в т. ч. А. И. Дельвиг). При прокладке трассы использовали данные, полученные изыскателями при съёмке на местности во время подготовки к строительству шоссейного тракта Москва — Нижний Новгород    (1845 г.). Строительные работы начались на участке Москва — Владимир (май      1858 г.); на линии Владимир — Нижний Новгород к работам приступили весной 1859 года.

На строительство привлекались вольнонаемные рабочие и по принудительному найму крестьяне из прилегающих губерний. На дороге уложены первые рельсы, произведенные казенным Камско-Воткинским заводом. Возведены искусственные сооружения, в том числе Городищевский, Ковровский и Галичский мосты. Построены 27 железнодорожных станций, депо, вокзалы, шпалопропиточный завод, железнодорожные мастерские (наиболее технически оснащенные в Коврове), жилые дома для служащих и рабочих: работали библиотеки, больницы. Подготовка кадров велась в училищах (в Коврове и Нижнем Новгороде).

Открытие движения состоялось на всём протяжении дороги 1 августа 1862 года, но ещё в течение 2–3 лет продолжались работы по укреплению насыпей, усилению искусственных сооружений, развитию станций. Начальником дороги в 1863–68 был И. Ф. Кениг. В 1878 году были уложены вторые пути на участке Москва — Владимир (237 верст), в 1892 году — до Нижнего Новгорода. В 1888 году в подвижном составе эксплуатировались 3623 товарных и 268 пассажирских вагонов. До 1894 года железная дорога принадлежала Главному обществу железных дорог. В 1893–1895 г.г. Московско-Нижегородская железная дорога объединена с Московско-Курской железной дорогой и Муромской железной дорогой, управление в Москве. Чистый доход — в пределах 4,7% от основного капитала (273 млн. руб. в 1900 г.). В мае 1918 года железная дорога передана в ведение НКПС (Народный комиссариат путей сообщения СССР).

В 1936 году в соответствии с приказом Народного комиссариата путей сообщения Лазаря Кагановича из состава Московско-Курской железной дороги была выделена Горьковская железная дорога. (в 1932 году Нижний Новгород переименовали в Горький).

В 1961 году в результате слияния Горьковской и Казанской магистралей возникла Горьковская железная дорога.

  

screenRenderTime=1