Новости ГЖД

13.09.2012|09:32

12 сентября в Ижевском регионе ГЖД – филиала ОАО "РЖД" прошли мемориальные мероприятия "Поезд Памяти", посвященные 70-летию начала строительства железной дороги Ижевск-Балезино

12 сентября в Ижевском регионе ГЖД – филиала ОАО "РЖД" прошли мемориальные мероприятия "Поезд Памяти", посвященные 70-летию начала строительства железной дороги Ижевск-Балезино.

Старт акции был дан на Ижевском вокзале, где прошел торжественный митинг с участием начальника ГЖД – филиала ОАО "РЖД" Анатолия Лесуна, Президента Удмуртской Республики Александра Волкова, Председателя Государственного Совета Александра Соловьева, Главы муниципального образования "город Ижевск" Александра Ушакова, министра транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Олега Гарина, председателя Дорожного комитета профсоюза на Горьковской железной дороге Виталия Шатова, ветеранов - участников строительства, железнодорожников и жителей Ижевска. Затем с Ижевского вокзала отправился мемориальный состав Поезд Памяти, который проследовал по линии Ижевск – Балезино. Его пассажирами стали участники исторической стройки, начальник Горьковской железной дороги Анатолий Лесун, представители руководства Удмуртской Республики, железнодорожники, школьники. По маршруту Поезда Памяти прошли торжественные мероприятия: митинги, возложение венков к памятникам, выступления творческих коллективов, - центром их проведения стало село Кекоран, где установлен памятник участникам строительства. Участие в этих мероприятиях приняли жители Якшур-Бодьинского и Игринского районов, главы администраций районов и муниципальных образований. На здании вокзала станции Чур и на памятнике в селе Кекоран были торжественно открыты мемориальные доски к 70-летию начала строительства железной дороги Ижевск-Балезино. Всем ветеранам-участникам Поезда Памяти железнодорожниками были вручены памятные подарки, а также книга "Дорога мужества" о строительстве железнодорожной линии Ижевск – Балезино. В издании, подготовленном по заказу Ижевского региона ГЖД, собраны воспоминания участников строительства, в том числе железнодорожников, архивные и современные фотоматериалы, исторические документы.

Мемориальные мероприятия "Поезд Памяти" проведены Горьковской железной дорогой по инициативе Совета ветеранов Ижевского региона ГЖД и Совета ветеранов г.Ижевска. Активное участие приняли ученики школ села Кекоран, Чур, а также ижевской школы № 10, где уже более 30 лет действует музей Трудовой Славы строительства железной дороги Ижевск-Балезино.

Продолжает акцию "Поезд Памяти" выставка о строительстве железной дороги Ижевск-Балезино, открытая на железнодорожном вокзале станции Ижевск. Экспозиция подготовлена Железнодорожным музеем станции Ижевск и музеем Трудовой славы строительства железной дороги Ижевск-Балезино ижевской средней школы №10. На выставке представлены архивные фотографии участников исторической стройки, руководителей строительства, производственные фотографии, панорамы, исторические документы. Выставка продлится до конца октября.

Для справки:

В годы Великой Отечественной войны все железнодорожные перевозки осуществлялись по южному ходу Москва-Казань-Агрыз-Сарапул-Свердловск и по северному ходу Москва-Горький-Киров-Балезино-Кез-Пермь-Свердловск. Существующие в то время железнодорожные линии Агрыз-Ижевск-Воткинск были задействованы в перевозках вооружения, боеприпасов и продукции заводов

Ижевска и Воткинска. Строительство линии Ижевск – Балезино протяженностью 146 км имело важное стратегическое значение, поскольку эта рокадная линия должна была связать Урал, Сибирь и Север страны. Это стало жизненно необходимым в годы Великой Отечественной войны, поэтому в самый трудный военный период на строительство этого важного объекта были мобилизованы колхозники 29 районов Удмуртии, которые выполнили более 3 млн кубометров земляных работ, произвели вырубку леса на трассе протяженностью 95 км и обеспечили внутритранспортные перевозки материалов. Выполненный объем работ в условиях военного времени являлся результатом самоотверженного труда коллектива строителей и большой организационной работы, проведенной Удмуртским обкомом ВКП(б) и Совнаркомом УАССР.

Сначала строительство поручили бригаде железнодорожных войск Красной Армии, но в январе 1942 года она была отозвана со строительства на фронт, успев выполнить лишь незначительный объем работ. На важнейшем стратегическом объекте, каким было строительство этой железной дороги, красноармейцев могли заменить только сельские труженики, поскольку жители городов работали на оборонных заводах республики. Сроки строительства были жесткие.

По решению Государственного комитета обороны (ГКО) от 25 ноября 1941 года участок дороги Ижевск-Балезино протяженностью 105 км необходимо было сдать в эксплуатацию в марте 1942 г. В течение двух с половиной месяцев, в зимних условиях, при отсутствии специальной техники, экскаваторов, автомашин, предстояло произвести 1500 тыс. кубометров земляных работ, вывезти 300 тыс. кубометров балласта, построить 124 моста.

На строительстве дороги использовался опыт массовых строек 1920-1930-х годов. Каждому району определялось задание - объем работ, место работ на трассе строительства, количество пеших и конных колхозников, которые должны были прибыть на строительство. Такая организация стала достаточно действенной. Несмотря на тяжелейшие производственные и бытовые условия, участники строительства железной дороги жили теми же мыслями, что и вся страна. Главный лозунг тех дней "Все для фронта, все для Победы!" был для них таким же жизненно важным и актуальным, как и для рабочих оборонных заводов.

27 января 1943 года сомкнулись южная и северная стороны путеукладки, были соединены две важнейшие магистрали - Пермская и Казанская железные дороги, и в марте открылось рабочее движение. Несмотря на то, что дорога не была сдана еще ни в постоянную, ни даже во временную эксплуатацию, по ней сразу стали осуществляться перевозки грузов, необходимых фронту.

В сентябре 1943 года, через 1 год и 8 месяцев, дорога уже вступила в строй и стала работать для фронта. Строители железной дороги Ижевск-Балезино 6 октября 1943 года рапортовали И. В. Сталину об окончании строительных работ: дорога протяженностью 146 км была готова к сдаче во временную эксплуатацию. Для того чтобы сдать дорогу в постоянную эксплуатацию в срок, необходимо было произвести еще достаточно большой объем работ.

Железнодорожная линия Ижевск-Балезино 10 января 1944 года принята комиссией НКПС во временную эксплуатацию с оценкой "хорошо". 9 февраля 1945 года правительственной комиссией был подписан акт о принятии дороги в постоянную эксплуатацию.

В труднейших условиях Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления народного хозяйства была сооружена железнодорожная линия Ижевск-Балезино. Она являлась головной частью Заволжской рокады по направлению от станции Пибаньшур до Астрахани. Соединяя Казанскую и Пермскую железные дороги, она создала кратчайшую связь Северного Урала с районом Казанской дороги, Поволжья, Юга, этим способствуя перспективному развитию экономики не только Удмуртии, но и страны в целом, создавая необходимые условия для укрепления военно-промышленного комплекса СССР.

В целях увековечивания трудового подвига строителей железной дороги Ижевск-Балезино в годы Великой Отечественной войны по предложению администрации Якшур-Бодьинского района Совет Министров УР в 1994 году решил построить памятник в с. Кекоран участникам строительства. Открытие памятника состоялось 10 сентября 1997 года.

Версия для печатиОтправить по почтеКод для блога
screenRenderTime=1